ИСПЫТАНИЯ САМОЛЕТА НА ЗЕМЛЕ
Самолетик, собранный как описано, должен весить от 70 до 75 г (16 —17 золотников); при большем весе трудно рассчитывать на удачные полеты.
До начала испытаний надо еще раз проверить правильность сборки всех частей: крыльев, хвоста, тележки и винто-моторной группы, и такую проверку полезно делать перед каждым испытанием или полетом.
Прежде всего надо убедиться в правильной работе винто-моторной группы. Для этого самолет, обращенный хвостом влево, берется левой рукой за корпусок под крыльями, а указательным пальцем правой руки пропеллер закручивается в направлении от себя на 40—50 оборотов. После освобождения пропеллера резина должна раскручиваться правильно и равномерно, без ударов по моторной рейке или по подножкам, а винт должен вращаться тоже ровно и строго в одной плоскости. Если это соблюдено, то резино-мотору можно дать полный завод на 150—200 оборотов, пока весь он не превратится в сплошной ряд узлов; и тоже надо проследить кручение резины и вращение винта, не выпуская модель из левой руки.
Если при этом окажутся какие-либо дефекты, надо их устранить. В частности, надо досмотреть, не отражается ли натяжение резины: а) на прочности корпуса,— моторная рейка не должна гнуться, а гребешки тоже не должны деформироваться; б) на сохранении своей формы головной оковкой,—боковины не должны сдавать; в) на креплении хвостового костыля. Все замеченные неисправности должны быть устранены — с соответствующим улучшением качества или усилением примененного материала.
Когда самолетик выдержит ручное испытание, его можно выпускать и на свободу, но тоже не сразу в воздух, а сперва на пробежку.
Это можно проделать и в комнате,—лишь было бы свободное пространство длиною в 5 — 6 м и шириною метра в 2—3. Резине дается завод последовательно на 50—75 оборотов, и самолет, поставленный на пол, выпускается из рук. Если он свободно бежит по прямой и имеет поползновение задирать свой хвост,—значит, все в порядке. Если же он движется медленно, неохотно и сворачивает в ту или иную сторону, то надо эту неисправность устранить, проверив, свободно ли вращаются в тележке колеса, правильно ли отрегулировано крепление крыльев и хвостовой поверхности, верно ли стоит в хвосте килек (вследствие реакции действия винта киль может устанавливаться со смещением относительно продольной оси в правую сторону).
После выполнения удачных пробежек можно выпустить самолет и в воздух, но сперва после разбега с земли.
Первые опробования лучше произвести в закрытом помещении, вне влияния ветра; но помещение должно иметь в длину до 12 —15 м, при ширине до 6 — 8 м. При отсутствии такой возможности выбирается ровная площадка на лугу, на дворе или на площади, и испытание делается в безветреную погоду.
Если на месте испытания нет гладкой поверхности для разбега самолета, то лучше положить какой-нибудь настил, хотя бы длинную доску. Первый раз рекомендуется пускать тоже не с полного завода, и только после благополучного исхода можно закрутить на все обороты. При верной регулировке самолетик отрывается в воздух после разбега длиною до 7 — 8 м и в течение 5 — 8 секунд летит на дистанцию до 20 —*■ 30 м, пока резина не раскрутится, после чего плавно садится. Длина полета зависит от многих причин, из коих главными будут вес и качество резины, качества винта, степень трения вала винта в подшипнике и аккуратная выделка и сборка всех частей. Особенно следует проверять работу винто-мотора: вал должен составлять с ре — шновым жгутом строго одну прямую линию, а резина должна раскручиваться до самого последнего витка; подшипник же надо чаще смазывать капельками масла.
Однако, первые взлеты не всегда будут удачными. Чаще всего встречаются такие уклонения^см. рис. 123).
Самолет, хорошо поднявшись, задирается носом вверх, после чего падает на крыло или делает вираж; либо же, наоборот, вслед за взлетом клюет носом и падает на
15 Занимательная авиация
голову, задирая хвост. То и другое указывает на неправильность регулировки крыльев, — если нет других дефектов в сборке. В первом случае надо перенести крылья несколько^назад, чтобы переместить назад центр парусности. Во втором случае, наоборот, надо передвинуть крылья вперед или несколько увеличить их угол встречи, чтобы добиться увеличения несущей силы. Если же регулировка сделана правильно, то причина может лежать в моторе: в первом случае он слишком силен, а во втором — слаб.
Не всегда еще самолет будет лететь по прямой в горизонтальной плоскости. Стремления уклоняться в воздухе влево и вправо парализуются изменением угла встречи в крыльях: в первом случае надо слегка увеличить угол встречи в левом крыле или уменьшить этот угол в правом крыле, а во втором случае следует поступить наоборот (делается это регулировкой подиружин крыльев). Того же можно достигнуть, изменяя положение киля: в первом случае смещая его задней кромкой вправо, а во втором случае — влево.
Такие нерегулировки можно обнаружить и при планирующем слете аэропланчика, выпуская его без работы Цотора с высоты головы, при вполне горизонтальном положении продольной оси, с легким подталкиванием вперед. Если самолет плавно планирует по пологой
траектории, аккуратно делая посадку с последующим прокатом,—то регулировка правильная. При задираниях же носом вверх или при падениях на голову надо изменить регулировку, как описано выше.
Если самолет отрегулирован правильно, можно выпускать его в воздух и непосредственно с рук. При этом надо только сперва пустить в ход винт, а потом уже выпустить самолет; некоторое подталкивание при пуске иногда не бесполезно, но выбрасывание совершенно недопустимо. При таком старте продолжительность и дальность полета будут больше, чем при взлете после разбега, так как устраняется работа по преодолению трения в колесах.
Устойчивость самолета в воздухе в поперечном от — аошении вполне достаточна, благодаря вэ-образному расположению крыльев. А устойчивость продольная пре — (расно обеспечивается хвостовым стабилизатором.
В отношении к мотору надо иметь в виду, что новая >езина допускает скручивание в меньших пределах, чем ‘же несколько проработавшая. Хранить резино-мотор іледует б сухом месте, лучше пересыпанным тальком, могда смазывая глицерином.