ИСПЫТАНИЯ САМОЛЕТА НА ЗЕМЛЕ

Самолетик, собранный как описано, должен весить от 70 до 75 г (16 —17 золотников); при большем весе трудно рассчитывать на удачные полеты.

image130

До начала испытаний надо еще раз проверить пра­вильность сборки всех частей: крыльев, хвоста, тележки и винто-моторной группы, и такую проверку полезно делать перед каждым испытанием или полетом.

Прежде всего надо убедиться в правильной работе винто-моторной группы. Для этого самолет, обращенный хвостом влево, берется левой рукой за корпусок под крыльями, а указательным пальцем правой руки пропел­лер закручивается в направлении от себя на 40—50 обо­ротов. После освобождения пропеллера резина должна раскручиваться правильно и равномерно, без ударов по моторной рейке или по подножкам, а винт должен вра­щаться тоже ровно и строго в одной плоскости. Если это соблюдено, то резино-мотору можно дать полный завод на 150—200 оборотов, пока весь он не превра­тится в сплошной ряд узлов; и тоже надо проследить кручение резины и вращение винта, не выпуская модель из левой руки.

Если при этом окажутся какие-либо дефекты, надо их устранить. В частности, надо досмотреть, не отра­жается ли натяжение резины: а) на прочности корпуса,— моторная рейка не должна гнуться, а гребешки тоже не должны деформироваться; б) на сохранении своей формы головной оковкой,—боковины не должны сдавать; в) на креплении хвостового костыля. Все замеченные не­исправности должны быть устранены — с соответствую­щим улучшением качества или усилением примененного материала.

Когда самолетик выдержит ручное испытание, его можно выпускать и на свободу, но тоже не сразу в воз­дух, а сперва на пробежку.

Это можно проделать и в комнате,—лишь было бы свободное пространство длиною в 5 — 6 м и шири­ною метра в 2—3. Резине дается завод последовательно на 50—75 оборотов, и самолет, поставленный на пол, выпускается из рук. Если он свободно бежит по прямой и имеет поползновение задирать свой хвост,—значит, все в порядке. Если же он движется медленно, неохотно и сворачивает в ту или иную сторону, то надо эту не­исправность устранить, проверив, свободно ли вращаются в тележке колеса, правильно ли отрегулировано крепле­ние крыльев и хвостовой поверхности, верно ли стоит в хвосте килек (вследствие реакции действия винта киль может устанавливаться со смещением относительно про­дольной оси в правую сторону).

После выполнения удачных пробежек можно выпу­стить самолет и в воздух, но сперва после разбега с земли.

Первые опробования лучше произвести в закрытом помещении, вне влияния ветра; но помещение должно иметь в длину до 12 —15 м, при ширине до 6 — 8 м. При отсутствии такой возможности выбирается ровная площадка на лугу, на дворе или на площади, и испытание делается в безветреную погоду.

Если на месте испытания нет гладкой поверхности для разбега самолета, то лучше положить какой-нибудь настил, хотя бы длинную доску. Первый раз рекомен­дуется пускать тоже не с полного завода, и только после благополучного исхода можно закрутить на все обороты. При верной регулировке самолетик отрывается в воз­дух после разбега длиною до 7 — 8 м и в течение 5 — 8 секунд летит на дистанцию до 20 —*■ 30 м, пока резина не раскрутится, после чего плавно садится. Длина полета зависит от многих причин, из коих глав­ными будут вес и качество резины, качества винта, сте­пень трения вала винта в подшипнике и аккуратная вы­делка и сборка всех частей. Особенно следует прове­рять работу винто-мотора: вал должен составлять с ре — шновым жгутом строго одну прямую линию, а резина должна раскручиваться до самого последнего витка; подшипник же надо чаще смазывать капельками масла.

Однако, первые взлеты не всегда будут удачными. Чаще всего встречаются такие уклонения^см. рис. 123).

Самолет, хорошо поднявшись, задирается носом вверх, после чего падает на крыло или делает вираж; либо же, наоборот, вслед за взлетом клюет носом и падает на

Подпись: 22515 Занимательная авиация

image131

голову, задирая хвост. То и другое указывает на не­правильность регулировки крыльев, — если нет других дефектов в сборке. В первом случае надо перенести крылья несколько^назад, чтобы переместить назад центр парусности. Во втором случае, наоборот, надо передви­нуть крылья вперед или несколько увеличить их угол встречи, чтобы добиться увеличения несущей силы. Если же регулировка сделана правильно, то причина мо­жет лежать в моторе: в первом случае он слишком си­лен, а во втором — слаб.

Не всегда еще самолет будет лететь по прямой в го­ризонтальной плоскости. Стремления уклоняться в воз­духе влево и вправо парализуются изменением угла встречи в крыльях: в первом случае надо слегка увели­чить угол встречи в левом крыле или уменьшить этот угол в правом крыле, а во втором случае следует посту­пить наоборот (делается это регулировкой подиружин крыльев). Того же можно достигнуть, изменяя положе­ние киля: в первом случае смещая его задней кромкой вправо, а во втором случае — влево.

Такие нерегулировки можно обнаружить и при пла­нирующем слете аэропланчика, выпуская его без работы Цотора с высоты головы, при вполне горизонтальном положении продольной оси, с легким подталкиванием вперед. Если самолет плавно планирует по пологой

траектории, аккуратно делая посадку с последующим прокатом,—то регулировка правильная. При задираниях же носом вверх или при падениях на голову надо изме­нить регулировку, как описано выше.

Если самолет отрегулирован правильно, можно вы­пускать его в воздух и непосредственно с рук. При этом надо только сперва пустить в ход винт, а потом уже выпу­стить самолет; некоторое подталкивание при пуске иногда не бесполезно, но выбрасывание совершенно недопустимо. При таком старте продолжительность и дальность полета будут больше, чем при взлете после разбега, так как устраняется работа по преодолению трения в колесах.

Устойчивость самолета в воздухе в поперечном от — аошении вполне достаточна, благодаря вэ-образному рас­положению крыльев. А устойчивость продольная пре — (расно обеспечивается хвостовым стабилизатором.

В отношении к мотору надо иметь в виду, что новая >езина допускает скручивание в меньших пределах, чем ‘же несколько проработавшая. Хранить резино-мотор іледует б сухом месте, лучше пересыпанным тальком, могда смазывая глицерином.